Профессионалы называют солверы для покера обязательным инструментом для того, кто хочет побеждать на самых высоких лимитах. А для любителей этот софт — источник тревожности по поводу того, что все просчитано и дух настоящей игры убит математикой. Разбираемся, что это такое, как это помогает и почему универсальных инструкций для победы по-прежнему не существует.
Содержание
Что такое солверы в покере
Солвер — это программа, которая проводит глубокие расчеты и находит GTO-решения. GTO — это теория оптимальной игры, то есть такой, в которой соперники не могут добиться преимущества друг над другом. Сейчас ее используют при разработке стратегии и для Холдема, и для Омахи.
Краткая история влияния солверов на онлайн-покер:
- 2011 — обсуждение применения GTO на форуме 2+2.
- 2013 — регуляры высоких лимитов спонсируют разработку или выкупают первые программы.
- 2015 — широкая аудитория получает доступ к PioSOLVER и SimplePostflop.
- 2017 — появляется первый солвер для Омахи MonkerSolver.
Сейчас это развитая ниша покерного софта с солидной конкуренцией. Популярны Simple Postflop, PioSOLVER, MonkerSolver, Simple Omaha GTO+ и симулятор префлопа PokerSnowie. Есть даже солверный движок Jesolver.
Идеальная игра, которую показывают программы, рассчитана при допущении, что все участники к ней стремятся. Но некоторые покеристы не используют GTO. А у тех, кто пытается, разный уровень понимания равновесной стратегии.
Солверы не дают идеальных решений и не гарантируют выигрыш. Но они помогают разработать лучшую стратегию — оптимально-эксплуатирующую.
Вопреки распространенному страху, солверы не убивают онлайн-покер. Но повышают порог вхождения для высоких лимитов. Почти все регуляры там стремятся использовать стратегию, которую не могут эксплуатировать оппоненты. Для этого нужно провести много часов в софте, задавая разные структуры борда, размеры ставок, корректируя диапазоны и так далее.
То есть овладеть инструментом, помогающим выйти на самый высокий уровень, не так сложно. Но, как и всегда, это требует трудолюбия, хорошей памяти и дисциплины. Общий объем усилий, необходимых для этого, сейчас гораздо больше, чем 10 лет назад.
Описание принципов работы
Слово «solver» переводится с английского как «решатель». Название выбрано, потому что программы выполняют такие вычисления, на которые не способен человек. Даже для техники они очень затраты.
В первых версиях софта, которые еще распространялись в закрытых хайроллерских конференциях, приходилось ждать расчета одного постфлопа больше 1 дня.
Со временем программисты совершенствуют старые и создаются новые алгоритмы. Поэтому каждое следующее поколение софта работает с постфлопом быстрее и глубже.
Теоретически GTO-расчеты можно провести для всех действий, которые выполняют участники раздачи: чеков, коллов, рейзов, олл-инов. Но результаты и их применимость на практике зависят от входных данных — диапазонов, размеров ставок — и умения их эффективно интерпретировать.
Программа многократно воспроизводит заданную ситуацию, играя сама с собой. Она использует разные линии и ставки, пока не найдет такую цепочку действий, в которой никто из соперников не может эксплуатировать решения другого.
При этом солвер не работает с историей рук или статистикой конкретного оппонента. Ему необходимо задавать условия раздачи для каждого расчета. Готовые плюсовые решения дают так называемые подсказчики. Они запрещены во всех покер-румах.
Суть GTO
Идея теоретически оптимальной игры связана с равновесием Нэша. Это концепция, за которую математик Джон Нэш получил Нобелевскую премию по экономике в 1994 году.
Она подразумевает наличие стратегии для соперничества 2 или более сторон, при которой ни одна из них не может добиться преимущества за счет отклонения от этой стратегии. Выигрыш допустим только в ситуации, когда кто-то еще перестанет ей следовать.
Как это работает в покере:
- Если бы все выполняли равновесные решения, никто на большой дистанции не смог бы победить.
- На практике ни один человек в мире не может играть на 100% в соответствии с GTO без помощи компьютеров.
- Отклонение от равновесной стратегии делает участника эксплуатируемым.
На практике большинство игроков к GTO не стремится, а о существовании специальных покерных солверов не догадывается. Поэтому чаще всего сильные побеждают за счет эксплуатации слабостей соперников: плохого выбора стартовых рук, частых фолдов на 3-беты, пагубной страсти к блефам, боязни овербетов и так далее.
А среди тех, кто использует GTO, успешны те, кто лучше владеет темой. То есть те, кто разобрал и проанализировал больше ситуаций в программе.
В «Камень, ножницы, бумага» игра по GTO — это всегда выбрасывать случайный символ. У соперника нет возможности эксплуатировать такую стратегию — он не может подстроиться под рандом. Лучшее контр-решение — использовать аналогичный подход. Тогда возникнет равновесие — никто не побеждает.
Покер — игра с неполной информацией, в разы сложнее, чем «Камень, ножницы, бумага». Равновесие в нем возможно теоретически, но не на практике:
- Большинство участников не стремится к оптимальной игре.
- Часть данных, используемых в расчетах, — это предполагаемая информация.
- Возможность выбирать размер ставки в безлимитных и пот-лимитных дисциплинах создает миллионы сценариев. Каждый рассчитывается отдельно.
- Сложность вычислений увеличивается в соответствии с количеством участников.
Чем вариативнее игра, тем больше ресурсов и времени требует расчет оптимальных решений. Например, современные боты крайне сильны в хедз-апе (в лимитном Холдеме — без шансов), но в 6-макс и 9-макс скорее они уязвимы перед людьми, а не наоборот.
Принятие оптимального решения
Большинство игроков в покере интуитивно стремятся действовать прямолинейно: использовать сильные карты, чекать со слабыми комбинациями, минимизировать потери со средними руками. Существует много шаблонов мышления. Они появляются из покерной литературы, личного опыта, анализа истории в софте и других источников.
Но большинство таких шаблонов — линейные. То есть выполняются либо с сильными руками, либо со слабыми. Внимательный соперник может использовать конкретную тенденцию себе в плюс.
Пример:
- Есть нотс, что соперник всегда ставит с готовым флешом, будучи без позиции, и никогда не делает чек-рейз.
- Оппонент тайтовый и сам боится бордов с 2 мастями, часто выбрасывает в такой ситуации две пары или сет.
- Если на ривере закрылся флеш и этот соперник сделал чек, можно блефовать с любыми картами. У него линейный диапазон, флеша нет. А комбинации слабее он выбросит.
Оппоненту в этом примере следует изменить стратегию и начать чекать с флешем, чтобы замаскировать комбинацию. Не будет очевидно, когда у него есть готовая рука, а когда — нет. Кроме того, периодически после чека необходимо делать рейз, а иногда — колл. А еще нужно выполнять все это не только с флешами, но и с руками слабее.
Какое соотношение должно быть между ставками и чеками? 50% на 50%? 80% на 20%? Ответ зависит от диапазонов игроков, экшена на предыдущих улицах, размеров банка и ставок. Найти решение помогает программа.
Солвер рассчитывает, с какой частотой и диапазоном необходимо выполнять конкретное действие, чтобы стратегия осталась неэксплуатируемой. Тогда каждый раз, оказываясь в этой ситуации, оппонент с трудом сможет определить руку.
Солвер не говорит, какой план на раздачу выгоднее. Он показывает оптимальные решения — такие, которые не может эксплуатировать соперник. Следовательно, ошибочно утверждение о том, что можно, нажав кнопку, получить готовую прибыльную стратегию.
Вводные данные
Для расчета программе необходимы такие данные:
- Позиции соперников относительно друг друга.
- Возможные действия оппонента.
- Диапазоны стартовых рук.
- Размера банка и эффективный стек.
- Карты борда.
- Размеры ставок для каждого действия.
- Процент рейка.
После формирования дерева программа начинает симуляцию. Скорость зависит от производительности компьютера, сложности заданной ситуации и выбранной точности моделирования.
Например, игра с коротким эффективным стеком рассчитывается быстрее, потому что у участников меньше сценариев раздачи.
Получаемая информация
Завершив вычисления, солвер показывает дерево решений. Это список всех возможных действий до завершения раздачи с указанием оптимальных частот.
В примере выше программа считает, что Игроку 1 следует всегда делать чек. Его сопернику — ставить $11.07 в 36.39% случаев, $16.60 — в 7.45%, $33.20 — в 7.63% и чек-бихайнд — в 48.32%. Для бета $5.48 рассчитана частота 0.21%, так что его можно проигнорировать.
Углубившись в отчет, можно посмотреть, как меняются решения при выходе конкретных карт. Анализ всей информации позволяет разобраться, на каких структурах нужно блефовать или вэлью-бетить, какие руки подходят для блаф-кетчинга, какой размер ставки оптимален для улицы и тому подобное.
Польза при обучении покеру
Использование солверов для покера — это естественный этап развития игры, в которой успешная стратегия опирается на математику. Отказ от них сравним с принципиальным нежеланием изучать шахматы, тренируясь против компьютера.
Главной целью работы с солвером должен быть не результат расчета, а понимание, почему с той или иной рукой оптимальным является конкретное действие.
Необходимость изучения GTO возрастает, когда сокращается количество слабых оппонентов. Регуляры не имеют очевидных ликов и стремятся построить стратегию, которую невозможно эксплуатировать. Для этого они тренируются принимать оптимальные решения. И в такой обстановке преимущество получают те, кто лучше разбирается в вопросе.
На лимитах примерно до NL200 можно зарабатывать деньги, не используя GTO-решения. Здесь много слабых оппонентов, которых можно побеждать за счет подстроек под их особенностей.
Обучение начинается с префлопа, который тоже создается в соответствии с GTO. В расчете используются стартовые диапазоны оппонентов, позиции, размеры ставок. После разработки и обкатки чартов можно переходить к анализу постфлопа, начиная с самых часто встречающихся структур.
Запрет использования в покер-румах
Румы запрещают одновременно использовать свои игровые клиенты и программы, производящие покерные расчеты. Это принципиальная позиция, обеспечивающая честную встречу. Человек может тренироваться в софте вне столов, но за ними обязан использовать только свои память и внимание.
Параметры
Результат работы с покерным софтом — это ответственность пользователя. Следовательно, числа из PioSOLVER, Flopzilla или даже Equilab ничего не говорят без правильной подготовки входных данных и интерпретации.
Солвер — это бешеный калькулятор, который берет кучу цифр на вход и выдает огромный массив на выход. Вся остальная обработка информации ложится на плечи пользователя. Если скормить программе искаженные данные, оптимальные решения не будут работать.
Поэтому необходимо думать, какие диапазоны возможны у соперников, как они корректируются в зависимости от действий, каковы бет-сайзинги в таких ситуациях.
Мультипоты
Добавление более 2 участников в раздачу увеличивает размер дерева решений в геометрической прогрессии. Поэтому большинство программ не поддерживает такие расчеты. Единственные исключения в 2024 году — это Simple 3-Way для банков с 3 игроками и MonkerSolver.
Некоторые недостатки
Главный недостаток покерных солверов в том, что часть пользователей неверно понимает их функционал. Это не софт, показывающий правильные ответы. А GTO не гарант плюсовой игры. Использовать равновесные методы следует против соответствующих соперников — тех, кого не можешь победить иным образом. Если оппонент слабый и, согласно нотсам или статистике, имеет явные недостатки, нужно переходить на эксплуатационную стратегию.
Еще один минус — медленная работа. За час тренировки можно разобрать 5 сложных ситуаций с обширными деревьями. Ведь, помимо симуляции, необходимо проанализировать результат и сделать выводы. Поэтому нужно подбирать важные споты, а не щелкать на кнопки из любопытства.
Как использовать для обучения
Для начала работы в программе нужно набрать крупную базу рук, сыгранных на конкретном лимите. Не менее 300-500 тысяч. Она даст репрезентативную выборку для игровых ситуаций. Если база набрана, новичку следует придерживаться такой схемы:
- Импортировать историю рук в покерный трекер.
- Используя фильтры, оставить в отчете только раздачи против регуляров.
- Создать отчеты по нескольким типовым структурам борда, префлоп-диапазонам или линиям розыгрыша.
- Проанализировать и выписать 20+ шаблонов ситуаций для рассмотрения в солвере.
- Построить деревья и изучить предлагаемые оптимальные решения.
- Попробовать внедрить рекомендации на практике. После набора весомой дистанции (50к+) посмотреть на эффективность изменений.
Это типовая схема действий, описывающая работу с солвером. На практике у каждой программы есть особенности, знакомство с которыми происходит при выборе софта и изучении функционала.
Что солверы изменили в покере
Появление большого количества опытных покеристов, стремящихся к равновесной игре, изменило многие шаблоны мышления. Битвы на высоких лимитах нынешнего времени сильно отличаются от того, что можно было увидеть 10 или 15 лет назад. Игроки стали действовать агрессивнее, чаще блефовать, использовать большое количество стартовых рук.
Маленький контбет
В досолверную эпоху мелкие ставки не делали, потому что считалось, что они дают соперникам хорошие пот-оддсы и не генерируют достаточно фолд-эквити. GTO-расчеты изменили представление об этом. Теперь 25-35% — это один из стандартных бет-сайзингов.
Овербеты на терне
Расчет равновесной стратегии показал регулярам, что ставки больше банков создают огромное давление на диапазоны оппонентов. Прежде всего это работает против соперников, которые менее подкованы в GTO. Им приходится постоянно сталкиваться с гигантскими ставками против игроков, которые не дают дойти до шоудауна.
Защита блайндов
Стратегия защиты большого блайнда в досолверные времена опиралась на вэлью. Игроки действовали осторожно, чтобы не загонять себя в сложные ситуации без позиции.
Работа в солверах показала, что широкая сбалансированная защита эффективна при умении реализовать эквити на постфлопе.
Агрессивный постфлоп
GTO подталкивает игроков к реализации собственной доли банка за счет запутывания оппонентов. Приходится балансировать пассивными действиями (чеки и коллы) за счет ставок в позиции и без.
Переосмысление опен-лимпа
В старой покерной литературе можно столкнуться с утверждением, что лимп — признак слабости. Математическое углубление в стратегию изменило представление об этом действии. В турнирах регуляры лимпят, чтобы не раздувать банк и выходить на постфлоп в небольших эффективных стеках.
3-бет большого размера
Цель крупного 3-бета — сокращение эквити у игрока, который открывал торговлю. Агрессивное действие также помогает балансировать префлоп, становясь менее предсказуемым для оппонентов.
Как используются солверы в онлайн-покере
Профессионалы используют покерные солверы вне столов, потому что одновременный их запуск с клиентами рума запрещен. Они рассматривают ситуации, в которых хотят остаться неэксплуатируемыми. Большинство при этом общается в конференциях — изучение и обсуждение чужих симуляций экономит время и помогает объективнее смотреть на вещи.
Какой формат игры трудно просчитать
Теоретически возможно просчитать любую ситуацию и в Холдеме, и в Омахе. Сложность заключается в том, сколько времени необходимо для симуляции. Чем больше участников в игре и чем крупнее эффективный стек, тем разнообразнее сценарии раздачи.
Современный GTO-софт предназначен для работы над ситуациями с 2 или 3 соперниками. Это покрывает 90% постфлопа, ведь чаще всего кто-то делает ставку и получает 1-2 колла.
Расчет спота с 4 и больше соперниками очень сложен, особенно в глубоких стеках, независимо от формата покера. И нет гарантий, что потраченное время себя окупит.
Лучшие солверы для покера
В 2024 году самым активным разработчиком GTO-софта является компания Simple Poker. Помимо базового продукта Simple Postflop, она выпустила Simple GTO Trainer, GTO Sensei, GTOBase и Simple 3-Way. Конкуренты не стремятся занимать все ниши так же, поэтому в основном предлагают один инструмент для постфлопа в Холдеме.
Программа | Simple Postflop | PioSOLVER | MonkerSolver | GTO+ |
Базовый тариф | $299 | $249 | $499 | $75 |
Максимальный тариф | — | $1,099 | — | — |
Бесплатная версия | расчет терна и ривера | — | — |
Тарифы популярных солверов
Ранее считалось, что Омаху GTO настигнет не скоро, поскольку увеличение количества стартовых карт усложняет расчеты. Но нужные алгоритмы были быстро разработаны, и теперь у регуляров есть выбор между MonkerSolver и Simple Omaha.
PioSOLVER
Одна из первых программ для расчета равновесных решений. Популярна благодаря наличию бесплатной версии и меньшей, чем у конкурентов, ценой за базовый тариф. Особенность программы — наборы готовых решений для часто встречающихся ситуаций.
MonkerSolver
Неказистый интерфейс окупается функционалом. Он позволяет разбирать и Холдем, и Омаху, в том числе с мультипотами. Но из-за этого софт очень требователен к ресурсам и тратит много времени на симуляцию.
PokerSnowie
Технически не является GTO-солвером или калькулятором. PokerSnowie симулирует префлоп с фиксированными размерами ставок. Это помогает новичкам улучшить фундаментальный подход к игре. Но опытным регулярам нужен софт, который помогает анализировать постфлоп.
Simple Postflop
Simple Postflop взял все, что было у PioSOLVER, и усовершенствовал. У него дружелюбнее интерфейс и более эффективные алгоритмы. Программа не поддерживает скриптинг, необходимый для задания сложных симуляций, потому что все предлагает анализировать через графический интерфейс. Это делает софт удобнее и для новичков, и для опытных пользователей.