Правильный выбор стартовой руки в покере — половина успеха. Если разыгрываемые карты изначально обладают высоким эквити, их потенциал легче превратить в фишки или деньги. Поэтому новичкам всегда рекомендуют начинать обучение со стратегии префлопа.
Содержание
Важно разобраться, почему одни стартовые карты подходят для вступления в розыгрыш, а от других необходимо избавляться, и как обстоятельства раздачи меняют их потенциал. Кроме того, на первых порах советуют использовать чарты — таблицы, в которых указаны предпочтительные руки для конкретных позиций.
Что такое руки в покере
В покере термин «рука» имеет несколько значений:
- Раздача. Одна игровая партия. Она начинается, когда дилер раздает участникам карманные карты, и заканчивается, когда кто-то из соперников забирает банк.
- Стартер. От 2 до 5 (зависит от разновидности покера) карт, которые в начале раздачи игрок получает от дилера.
- Комбинация. От 2 до 7 карт, доступных игроку. Некоторые из них карманные, то есть неизвестные оппонента, а другие — общие. Пять из них берутся для составления лучшей возможной комбинации на шоудауне.
Полезно рассмотреть стартовые руки по Холдему, состоящие из двух карт. Это самая популярная разновидность покера, через которую многие новички знакомятся с игрой. В Холдеме рука состоит из двух карт. Не имеет значения, в каком порядке они розданы. То есть 9sJc равно по силе Jc9s.
Основная стратегия на префлопе — играть с сильными картами, стремясь увеличить с ними банк, и выбрасывать слабые. Однако один и тот же стартер в зависимости от обстоятельств может быть и мечтой покериста, и мусором.
Топовые карты
Сильнейшие стартовые руки либо изначально являются готовыми парами, либо имеют много шансов на усиление:
- Премиумные: AA, KK, QQ.
- Топовые двухкарточные сочетания: AK, AQ, AJ, KQ.
- Туз с одномастной картой, которая может составить с ним стрит.
- Средние (зависят от стека и позиции): 88, 99, TT, JJ.
Большой потенциал также у высоких одномастных коннекторов, потому что они имеют шанс на стриты и флеши. Однако разыгрывать их нужно осторожно, потому что можно попасть в ловушку, переоценив две пары или Дро.
Сила руки, в том числе, оценивается по размеру эффективного стека, диапазону оппонента, разнице в выплатах (для турниров) и позиции за столом.
Например, при 100 бб опрометчиво идти ва-банк с парой семерок. А с 10 бб это обязательный пуш на префлопе.
Шансы на получение любого из этих стартеров невысоки. Например, любая карманная пара от десяток и выше приходит с вероятностью 2.14%, коннекторы с десяткой и лучше — 4.83%, а две одномастные бродвейные карты — 3.02%.
Средние карты
Это обширная категория стартовых рук, точно определить потенциал которых новичку сложно. В ранней позиции почти все они выбрасываются, а в поздней за столом со слабыми соперниками многие из них становятся сильными.
Составить однозначный список сложно, но некоторые ориентиры в выборе есть:
- Любой одномастный стартер — чем выше номиналы карт, тем лучше.
- Коннектор с одной «дыркой».
- Низкие пары — от 22 до 77.
- Одномастные коннекторы с 2-3 «дырками».
- Любая бродвейная связка (две «картинки») — AT, AJ, KT, KJ, QT, QJ.
Подход к розыгрышу этих стартеров зависит от уровня покериста. Опытный агрессивный регуляр использует широкий диапазон. Он ворует блайнды, лайтово 3-бетит зажатых соперников, вынуждая сдаваться на префлопе. Однако широкий префлоп означает, что приходится чаще выходить на постфлоп и оказываться в сложных ситуациях.
Начинающим игрокам рекомендуется не стремиться выжимать максимальное вэлью из средних стартовых рук. Тайтовая стратегия с эксплуатацией ликов соперников (завышенные фолды на стилы или 3-беты) отлично работает на микролимитах.
Чем глубже эффективный стек, тем больше рук средней силы в префлоп-диапазонах у опытных оппонентов. «За спинами» соперников много денег, которые они могут внести в банк на следующих улицах. Поэтому стартеры, которые плохи в префлоп-выставлениях, могут реализовать свое эквити на терне и ривере.
Многое зависит от ситуации за столом. Если оппоненты позволяют доминировать, и есть понимание, как это делать, не стоит отказываться от получения дополнительного вэлью.
Слабые карты
К числу самых слабых покерных рук относятся сочетания из низких несвязанных между собой карт. Как правило, если дилер в начале розыгрыша не сдал ни одной картинки, а «расстояние» между номиналами больше 3, перспективы на победу малы.
Худший стартер в Холдеме — это разномастные семерка с двойкой. Они не могут участвовать в одном стрите и являются слабыми кикерами друг для друга.
Другие примеры слабых стартеров: T2, T3, T4, T5, 92, 93, 94, 82, 83, 72, 73, 62. Общая масть немного увеличивает эквити, но не настолько, чтобы руку можно было назвать сильной. Флеш закрывается редко, а соперники обычно смело наполняют банк фишками, имея аналогичную, но старшую комбинацию.
С такими стартерами на префлопе рекомендуется не вкладывать деньги в банк. В ранней, средней или поздней позициях лучше сразу сбрасывать карты. На большом блайнде соперники периодически позволяют сделать чек и посмотреть на флоп бесплатно. Иногда можно коллировать с одномастными 62, 73, 74, 84, но только при наличии хороших шансов банка (не хуже 1 к 5).
На малом блайнде лучше сдаваться, даже если можно сделать колл 0.5 бб, потому что придется играть всю раздачу без позиции.
Таблица стартовых рук в покере
Чтобы постепенно разобраться, как прибыльно разыгрывать руки в покере, новичкам рекомендуют использовать чарты. В этих таблицах указаны карты, с которыми обычно выгодно вступать в раздачу. Их задача — предостеречь от грубых ошибок в начале пути и научить ждать хорошую возможность для игры.
Накапливая опыт и углубляясь в понимание стратегии, покеристы уходят от шаблонных решений. Они учатся решать, насколько стартер силен, исходя из метаданных: стиля и статистики оппонентов, размеров стеков, уровня блайндов, позиции оппонентов относительно друг друга.
Базовые чарты
Покерная стратегия отличается в зависимости от формата игры. Поэтому нет универсального чарта. В кэше у большинства участников глубокие стеки, а блайнды не увеличиваются с течением времени, как это происходит в турнирах. Поэтому диапазоны игроков широкие, а олл-ины на префлопе и флопе очень редки.
В СНГ и МТТ блайнды постепенно растут, а стеки укорачиваются. Участникам приходится учитывать, что выставления часто происходят на флопе и терне. А при эффективных стеках меньше 20 бб и вовсе нужно переходить на пуш-фолд — либо ставить олл-ин на префлопе, либо выбрасывать карты.
Для турниров
Турнирный покер — сложная дисциплина, в которой приоритеты в выборе рук меняются в зависимости от размера стека и призовых выплат. В начальной стадии можно использовать следующий чарт.
В поздней стадии рекомендуется уменьшить бет-сайзинги, не выходить на флоп с маргинальными руками без высоких кикеров, а со стеком до 15 бб переходить на пуш-фолд. Ориентировочные значения для него представлены в следующей таблице.
Карты | Позиция | ||||
Ранняя | Средняя | Катофф | Баттон | Малый блайнд | |
99+, AQ+ | 12 | ||||
66+ | 10 | 12 | |||
22+ | 8 | 10 | 12 | ||
ATs+ | 8 | 12 | |||
A2s+ | 5 | 7 | 10 | 11 | 12 |
ATo+ | 7 | 8 | 11 | 12 | |
A2o+ | 5 | 5 | 7 | 9 | 12 |
K9s+, Q9s+, J9s, T9s | 8 | 10 | 12 | ||
K4s+, Q8s+, J8s, T8s, 98s | 5 | 6 | 8 | 9 | 12 |
KTo, QTo, JTo | 5 | 8 | 10 | 10 | 12 |
Q6+ | 4 | 5 | 6 | 7 | 12 |
96s+, 86s+, 75s+, 65s | 4 | 5 | 6 | 7 | 12 |
Простой чарт для пуш-фолда. В таблице указано количество бб, с которыми нужно идти в олл-ин при соответствующих картах.
Хедз-ап чарт по Нэшу
В хэдз-апе за столом лишь два соперника, поэтому для пуш-фолда с учетом равновесия Нэша есть только две таблицы.
Здесь указан размер стека, при котором необходимо делать олл-ин. На желтом фоне одномастные карты, на оранжевом — разномастные. Например, с 95s необходимо идти ва-банк, если в стеке 14.4 бб или меньше.
Вторая таблица показывает, с каким стеком необходимо отвечать на пуш соперника по GTO. Принцип аналогичный: если блайндов в стеке меньше, чем указано в ячейке, нужно коллить.
Чарт по Склански
Знаменитый теоретик покера Дэвид Склански создал свой чарт для начинающих игроков. Стартеры в нем разделены на 8 категорий — от очевидно сильных монстров до маргинальных коннекторов. В следующей таблице они упрощены до 4 групп, и указано, с каким диапазоном Склански рекомендует играть на конкретных позициях.
Используя таблицу, необходимо ориентироваться по цветам. Карты из синих ячеек подходят для ранних позиций (за длинным столом лучше сократить диапазон до JJ+, AQ+), из зеленых — для средних, из желтых — для поздних. Фиолетовым отмечены руки, подходящие для аккуратной стратегии независимо от места за столом.
Основы выбора стартовых рук
Решая, вступать в розыгрыш или нет, необходимо учитывать такие критерии:
- Стиль оппонентов — с кем из них с высокой вероятностью придется оказаться на флопе.
- Статистика соперников — с какими диапазонами они входят в торги и как реагируют на ставки.
- Позиция — чем она ближе к баттону, тем резоннее расширять спектр стартовых рук и воровать блайнды.
- Эффективный стек — чем он глубже, тем больше возможностей для реализации эквити маргинальных рук (коннекторов, мастевых связок, низких пар).
- Бет-сайзинг — размеры ставок могут говорить о силе стартера оппонента, также важно учитывать шансы банка.
Для каждых разновидности и формата покера необходимо разрабатывать отдельную стратегию. Выбор рук отличается за короткими и длинными столами, в СНГ, Spin&Go и МТТ, в Холдеме и Омахе. На решение также влияют наличие позиции и уровень соперников.
Выбор исходя из позиции за столом
Позиция за столом определяет очередность действий игроков. Возможность ходить последним дает преимущество, потому что к моменту принятия решения есть больше информации о соперниках.
За столом есть 4 типа позиций:
- Ранние (UTG) — сложные, потому что на префлопе нужно действовать первым, а на постфлопе после блайндов.
- Средние (MP) — получают преимущество над ранними, но уязвимы перед поздними.
- Поздние (CO, BTN) — самые выгодные, потому что на всех улицах необходимо ходить после большинства оппонентов.
- Блайнды (MB, BB) — убыточные, потому что нужно вносить деньги в банк до получения карт и всегда действовать первым в торгах.
Чем выгоднее позиция за столом, тем больше стартеров может использовать игрок. Право действовать последним позволяет ему контролировать размер банка с уязвимыми комбинациями, увереннее блефовать и устанавливать стоимость следующей улицы для оппонентов.
Как использовать ранжирование
В Холдеме есть 169 типовых вариантов стартовой руки и 1,326 уникальных. Например, AK — это 12 разномастных и 4 одномастных вариации. И так со всеми стартерами, кроме пар, у них 6 вариантов.
Вэлью полученной на префлопе руки зависит от того, в какую комбинацию она потенциально превращается на ривере. Так, 2 туза может победить без усиления, если соперники не соберут двух пар. А 67 или QJ необходимо «зацепиться» за борд.
Чтобы успешно разыгрывать руку, необходимо понимать, как ее сила меняется на разных структурах стола.
Флоп из 9, 8 и 7 одной масти может уничтожить перспективы AQ на победу, а QQ7 — заставить вкладывать в банк как можно больше денег.
Опытные игроки заранее строят план на раздачу. Они ранжируют стартовые руки и флопы, чтобы понимать, когда ставить, крутить до максимума или делать чек-фолд. Выход неудобного аута на терне или ривере для них — не сюрприз, а сигнал для сокращения потерь или получения тонкого вэлью.
Розыгрыш одномастных карт
Связка по общей масти увеличивает эквити стартовой руки. Это иллюстрируют чарты из этой статьи. Условные 56s используются значительно чаще, чем 56o, потому что позволяют попасть во флеш.
При розыгрыше одномастных карт главное не переоценить силу итога. Если флеш не натсовый, а диапазон соперника позволяет ему составлять комбинации лучше, необходимо действовать осторожно.
Определение диапазона рук оппонента
Компетентные соперники строят диапазоны по общим принципам. Они стараются использовать сильные покерные руки, отказываются от слабых, расширяют спектры в соответствии с позицией за столом и стремятся чаще оказываться в банках против слабых игроков.
Основной источник информации — статистика. Ее можно собирать в румах, которые сохраняют историю раздач на компьютере пользователя. Главные статы для префлопа:
- VPIP — добровольное вложение денег в банк (все коллы и ставки, кроме блайндов).
- PFR — рейзы на префлопе.
- 3B — 3-бет.
- Fold to 3B — фолд на 3-бет.
- Steal — попытки украсть блайнды.
- Fold to Steal — защита против стилов.
Статы в покерных трекерах показывают не диапазоны, а частоту действия. Если игрок делает колд-колл в 5% случаев, это не значит, что у него в спектре JJ+ и AK+. Эти руки он скорее отправляет в 3-бет. В спектре такого колла логичнее увидеть KQs, AT-AQs, 77-TT.